Деловое общение по телефону
Деловое общение по телефону имеет свои правила, соблюдение которых обязательно для всех компаний, заботящихся о своем имидже. Соблюдать эти правила должен не только руководитель, но и любой сотрудник предприятия, отвечающий на входящие звонки и совершающий звонки от имени компании.
1. Приветствуйте звонящего. Если вы отвечаете на внешний звонок, то, сняв трубку, сразу же поздоровайтесь с позвонившим человеком. Приветствие, конечно же, меняется в зависимости от времени дня, это может быть «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер». Недопустимо начало разговора типа: «Алло!», «Да!», «Слушаю!», «Фирма!».
2. Следите за интонацией своего голоса. При общении по телефону мы лишены возможности следить за мимикой и жестами человека, поэтому судим о нем, в основном, по интонации его голоса. Своим голосом вы влияете на восприятие и настроение собеседника. При общении по телефону улыбайтесь, будьте полны энергии и энтузиазма. Улыбка и положительное отношение слышатся в интонации.
Поза во время разговора по телефону должна быть собранной. Если человек сидит, развалившись, то это обязательно влияет на его речь: она тоже теряет динамику и четкость. Соответственно, говорящий кажется незаинтересованным.
3. Представляйтесь по телефону. После приветствия звонящего представьтесь ему, назовите вашу организацию. Используется модель представления по телефону в следующей последовательности: приветствие, название организации, должность или фамилия человека, снявшего трубку. Например: «Добрый день. Информационный центр. Секретарь слушает».
4. Отвечайте на звонки после 2-го или после 3-го звонка. Этому в первую очередь обучают телефонных операторов, секретарей компаний, работников «горячих линий» и пр. И вот почему.
Если ответить сразу после 1-го звонка, то у позвонившего человека возникает впечатление, что вам нечего делать, и вы скучали в ожидании, когда же, наконец, вам кто-нибудь позвонит.
Если дать возможность телефону звонить 4, 5 и более раз, то, во-первых, звонящий начнет нервничать, а во-вторых, у него сформируется убеждение в вашей незаинтересованности в нем и в клиентах вообще. Впоследствии он уже не поверит в то, что вы можете оперативно реагировать на его потребности и проблемы.
5. Избавьтесь от фраз «Вас беспокоит…» или «Вас тревожит…». Как правило, их произносят от чрезмерного желания выглядеть вежливыми и от неуверенности в себе. Говоря человеку, что вы его тревожите (беспокоите), вы невольно формируете у него нежелательное отношение к своему звонку. Вы вынуждаете его насторожиться, и сами просите его относиться к вашему звонку как к нежелательному отвлечению от дел. Скажите просто: «Здравствуйте. Вам звонит Павел Николаев из компании «Транстехсервис».
6. Вначале разговора спросите, может ли клиент говорить с вами. Особенно это актуально для звонков на мобильный телефон; наш собеседник может находиться где угодно и быть занятым чем угодно. Позвонив по телефону, нужно сначала представиться, затем сообщить о цели своего звонка, а потом спросить, может ли человек с нами разговаривать в данную минуту. Тем самым, мы показываем, что ценим время собеседника и позиционируем себя в его глазах, как профессионала.
7. Переходите к сути своего звонка как можно быстрее. Представившись и попросив о времени для беседы, не отвлекайтесь на вопросы, не относящиеся к данной теме – это раздражает.
Общаясь по телефону, деловые люди стремятся быть краткими и не отклоняться от темы. Стоит добавить, что исключением из данного правила является общение по телефону с клиентами, с которыми за годы совместной работы у вас развились теплые приятельские или даже дружеские отношения.
8. Если спрашивают человека, который отсутствует. Не «отрезайте» позвонившего, просто констатируя факт, что этого человека в данный момент нет, и не вешайте сразу трубку.
Во-первых, предложите свою помощь. Например: «Могу ли я вам чем-нибудь помочь?» или: «Может ли вам помочь кто-нибудь другой?» Во-вторых, если позвонивший человек не соглашается на предложенную помощь, то попросите оставить сообщение: «Что ему передать? Кто звонил? Представьтесь, пожалуйста»
9. Заканчивая разговор, попрощайтесь с собеседником. Очень многие люди, заканчивая разговор, просто кладут трубку, даже не попрощавшись.
10. Подстраивайтесь под скорость речи собеседника, только это не должно походить на пародию. Если человек говорит медленно, это свидетельствует о том, что и его процесс мышления протекает с той же скоростью. Общаясь с такими людьми, слегка сбавьте темп своей речи. Не обманывайте себя, считая, что чем быстрее будете говорить, тем быстрее ваши собеседники будут соображать. Совсем наоборот, не поспевая за темпом вашей речи, они потеряют ход ваших мыслей и окончательно запутаются.
Человек, который говорит быстро или очень быстро, схватывает мысли на лету и принимает решения без долгих раздумий, возможно, даже поспешно. Его раздражает медлительность и неторопливость, он нетерпелив и жаждет действий. Ускорьте темп своей речи, общаясь с такими людьми.
11. Не жуйте, не пейте и не курите, общаясь по телефону. Телефонный собеседник обязательно это услышит.
12. Не извиняйтесь перед собеседником за то, что заняли его время. Сказав «извините, наша беседа затянулась, я, наверное, занял ваше время», вы сами выставляете себя виноватым просителем. В этом случае собеседник и сам подумает, что лишь потерял время, общаясь с вами.
Просто и с достоинством поблагодарите собеседника: «Спасибо за то, что нашли возможность встретиться (переговорить) со мной. Я понимаю вашу занятость, спасибо вам за время, выделенное на нашу встречу».
13. Не используйте громкую связь без крайней необходимости и без предупреждения и согласия собеседника. При сегодняшнем уровне технологии клиент услышит разницу между общением с вами через трубку и с помощью «спикерфона». Услышав, что вы говорите с ним, используя громкую связь, клиент практически сразу ощутит дискомфорт и насторожится. К тому же он сделает два вывода:
1) Этот человек, общаясь со мной, занимается еще чем-то, более важным для него.
2) Нас кто-то подслушивает.
Только в крайнем случае рекомендуется использовать громкую связь, и только с согласия собеседника, например: «Позвольте переключить наш разговор на громкую связь, чтобы директор по маркетингу тоже мог принять участие в беседе».
14. Не унижайте и не недооценивайте секретарей компаний, в которые звоните. Сегодня это образованные и квалифицированные люди, являющиеся «лицом компании» и оптимизирующие работу своего начальства. К их мнению прислушиваются и высоко ценят. По этой причине секретарь может стать либо вашими сторонником, либо врагом. Проявляйте к секретарю уважение, и он отплатит вам тем же.
Запомните одно: завоевав расположение секретаря, вы получаете своего сторонника в организации клиента. Кроме того, никто не знает, менеджером какого направления и в какой компании этот человек станет завтра.