Автоматизация зданий для Дилетантов (выпуск №8 «Умные технологии»)


Умные технологии

Сейчас стало модным употреблять всюду слово «умный». Многие слышали словосочетания «Умный дом», «умный холодильник», «умные окна», «умный туалет» и т.д. Интеллектом наделяют здания, машины, превращая их в самых совершенных роботов, создают умные сети подобные нейронным в мозгу человека. Умный город, например. Уже и кавычки перестали ставить. Мир движется к тотальному поумнению? Скорее нет, просто маркетологи не нашли ничего лучшего, чем использовать словечко «smart«, добавляя его ко всем современным предметам в обиходе потребителя. Если попытаться дословно перевести это английское слово, то, как раз и получиться «умный», но есть и синонимы — смышленый, удобный и комфортный. Смарты появляются в названиях автомобилей и оборудования. Их становится так много, что уже, кажется не осталось ни одного предмета в окружении потребителя без наличия «ума и интеллекта». И лишь человек не успевает так быстро развиваться и умнеть.
Совершено уместно объединить единым термином «умные технологии» многие современные технически насыщенные системы и устройства. Конечно же, речь не идет о наличии у таких систем искусственного интеллекта. При сохранении современных темпов развития науки и техники он появится, как утверждают ученые, скорее всего, лет через двадцать. Вряд ли раньше. Наверное, правильнее говорить, что современная техника может взять на себя выполнение многих достаточно сложных и повторяющихся операций, ответственных, но «рутинных» для человека. Т.е. устройства с автоматикой позволяют облегчить достижение пользователем определенных целей. Вот и весь ее «ум». Для примера достаточно рассмотреть и немного понять функционирование системы автоматического или автоматизированного производства. Ведь сейчас любой современный завод невозможно представить без систем промышленной автоматики. Они называются «автоматизированные системы управления технологическими процессами» (АСУТП). Это совсем не обязательно промышленные роботы или полностью автоматизированные конвейерные линии. Могут быть и системы, которые значительно проще устроены. Так или иначе, это системы АСУТП, пусть даже состоящие из одного контроллера и одного датчика. Не только в сложности дело. Для понимания важно другое: появление таких систем совсем недавно (во второй половине двадцатого века) было продиктовано как технической необходимостью, так и экономическими требованиями. А сейчас это норма организации бизнеса для любого производства.
Совсем иначе мы воспринимает технику в быту. Наверное, самый удачный пример для объяснения — это дистанционный пульт управления (ДПУ). Я не собираюсь рассказывать о его устройстве и назначении. Все прекрасно знают, для чего он нужен, и как им пользоваться. Предлагаю лишь вспомнить первые телевизоры, поступившие в продажу с такими пультами. Они стоили заметно дороже, и в магазине неоднократно приходилось слышать: «Что я попу не оторву от дивана и не пройду полтора метра, чтобы переключить программу? Зачем платить лишние деньги?». Время все расставило по своим местам. Сейчас невозможно представить покупку телевизора, даже легкого и маленького ЖК, без пульта в комплекте. Они стали намного дешевле и уже существенно не увеличивают стоимость техники. А как изменились сами устройства! Какое разнообразие форм и как замечателен эргономический дизайн. Как удобно пульты стали ложиться в руку! Как приятны на ощупь клавиши и кнопки, чуть шершавые и упругие! Но сколько их стало этих кнопок? Как сложно порой управлять с таких многокнопочных пультов! Они стали теряться (в самый неподходящий момент), а без них люди уже забыли, как включаются телевизоры и другая аудио-видео техника. Еще одна проблема, и тоже очевидная. Для каждого бренда подходит только свой пульт. Таким образом, каждый производитель защищает свою марку, а возникающие проблемы потребителей для него вторичны. Может они и впрямь всерьез считают, что всегда можно выбирать технику только их бренда, пусть и не самую лучшую в соотношении цена/качество в требуемой категории, постоянно проявляя лояльность к производителю. А трудностей в обращении с пультами становится так много, что странно, как такие устройства продолжают называть «лентяйками». Но отказываться от них в быту уже никто не собирается. Ни производители, ни покупатели-пользователи. Хотя понимаем, что пользы от них почти никакой. ДПУ стоит дополнительных денег, пусть и небольших. Движений дома нам всем не хватает и лишний раз подняться — только польза для организма была бы. Говорите, жизненный комфорт возрос? Это, нажимая на кнопки-то? Или комфорт — это когда можно вообще не вставая с дивана быстро переключать каналы, пропуская надоедливую рекламу? А как же раньше, вставали и переключали, смотрели только одну-две программы и ничего?
Чем более сложен пульт, тем труднее с ним в общении. Многие кнопки часто не используются вовсе. Тогда зачем они? Времена, когда количеством кнопок на пульте мужчины гордились, как количеством денег в кошельке, давно прошли. Ведь главное не кнопки, а удобное и интуитивно понятное управление, его надежность. Вот самое важное для умной техники в доме. Еще раз, как «три зарубочки на память«: кроме функциональных возможностей очень важна надежность, удобство и простота управления домашней техникой! Вроде просто и точно, однако кто, покупая недавно технику, обращал на это внимание? Брал в руки пульт, примеривался к удобству, спрашивал у продавца о надежности и простоте управления? Не проводил я такого опроса, но думаю, что результаты были бы печальными. На такие технические «мелочи» мы пока обращать внимание совсем не готовы.
А именно на это, особенно в случае с домашней техникой и надо обращать основное внимание. Иначе она не принесет в дом тепло и уют, а только дополнительные сложности и трудности технического освоения новой и сложной техники. Теперь расскажу о надежности техники, о случае с современным холодильником Electrolux. Сборка шведская, проработал несколько лет и вдруг стал отключаться. Ни с того, ни с сего. Если отключить от розетки и потом, через какое-то время включить снова — работает. Сначала работал несколько часов, потом «ума» стало хватать только на полчаса. Мне казалось, что техника такого уровня вообще не должна ломаться. Ан нет! Пришедший мастер долго возился с механикой. Компрессоры были прослушаны и «простуканы» — вроде дышат. Теплорегуляторы тоже работают. Что же вышло из строя? Оказалось «мозги»! Плата электроники целиком подлежала замене. Как удивительно, родная сборка, качественные комплектующие, и вот — сложный и дорогой ремонт. Оказалось, что сборка-то шведская, но комплектующие поставляются из других стран, а электроника вообще собирается в Италии. Южные «мозги» хуже северных? Не в этом дело. Просто компании производители заинтересованы в поддержании безремонтного гарантийного срока и быстрого ремонта в течение первых нескольких лет. А далее на смену «старой» модели на рынок приходит новая, приносящая прибыль. А что может принести компании её старый холодильник?
Плату для «шведа» удалось найти в Москве только после недели поисков. Говорят, что очень повезло: на заказ ждать как минимум месяц, причем с неопределенным результатом этого ожидания. Про возникшие проблемы с продуктами, просто молчу. Так на какой же срок эксплуатации рассчитана современная «крутая» домашняя техника? В гарантийном сервисе Electrolux авторитетно сказали — лет на пять, не больше. Т.е. современная техника став явно умней, не стала служить дольше. «Мозги» — часто болевая точка такой техники. Кстати, один мастер предложил «лечить» больного отключением компрессоров от электронного регулирования. Холодильник продолжал бы работать, только не светились бы светодиоды, и нельзя было бы регулировать и включать его с лицевой панели. Во как! Вынимаем «мозги» и умная техника продолжает работать! В действительности оказывается, что лучше полное отсутствие ума, чем «плохие или слабые мозги». Может поэтому, не так быстро как хотелось бы, развивается и все направление автоматизации зданий. Кому понравиться непослушный «умный» дом или дом, часто требующий ремонта современного и дорогого оборудования? Поэтому, заметим, что для средств даже домашней автоматизации срока эксплуатации 5 лет недостаточно — это вам не холодильник поменять, нужен срок минимум в три раза больший. И отношение пользователей к умным техническим устройствам и системам домашней автоматизации должно быть другим. А не как к мобильным телефонам: купил, попользовался, сломался, купил новый телефон, более крутой! И так каждые полгода. А надежность эксплуатации и удобство управления самой системой умного дома во много раз должно быть лучше и интуитивно понятней, чем у самого крутого устройства, например у iPod Touch! Это, конечно, в идеале. Практическая же реальность далека, к сожалению, от такой идиллии.
Сейчас уже многие умные устройства работают от аккумуляторов и запрограммированы они на заводах при производстве. Это теоретически в наших условиях существенно повышает надежность их функционирования. Конечно, если забыть зарядить аккумулятор, то все — гаджет работать не будет. Но это ни в какое сравнение не идет с отключением электричества в доме. Даже в Москве, такие отключения, к сожалению, не редкость. Хорошо, если это происходит только днем и ненадолго. Хотя слетают настройки времени у аудио-видео аппаратуры, перестают работать холодильники, телефоны или плита и т.п. Наши дома стали глобально зависимы от электричества. А в умном доме вообще вся автоматика управляет, как правило, электрическими устройствами, да и сама питается от силовой сети. Пропадет электричество, и дом постепенно заснет, перестанет слушаться управления. Конечно, есть способы, позволяющие почти избавиться от такой напасти, вот только запасной дизель-генератор в квартире не разместишь. Многие пользователи этого просто не хотят понимать, но знать-то должны…
Другая проблема, связанная с питанием от силовой сети — непостоянство параметров. Т.е. могут быть как броски напряжения, так и пониженное напряжение. Для простого вентилятора это не так опасно, а вот умная техника со встроенной электроникой не всегда рассчитана на выживание в наших электрических сетях. Бросок напряжения в сети больший, чем рассчитывал производитель — и можно готовиться к расставанию с любимой стиральной машиной, которая так мило горела «глазками» светодиодов. Конечно, и эта проблема поддается «лечению», но скажите честно, во многих наших квартирах и домах она решена хотя бы частично? Рассчитываем на авось, жалко тратить деньги на защитную автоматику или это нормально, когда общество обладает почти поголовной автоматико-технической неграмотностью пользователей сверху донизу? Какой другой набор причин может с большим успехом не способствовать развитию автоматизации зданий у нас?
Последняя в списке, но не по значимости, проблема программного обеспечения (ПО). Общая тенденция такова, что оно не становится проще, а только усложняется. При этом количество возможных ошибок также не уменьшается. Можно смело утверждать, что любое новое ПО несет в себе возможность существенных ошибок. Открытый код, многочисленное тестирование, конечно, снижают риск, но полностью не устраняют его. Это в случае, когда ПО написано производителем, для умной техники. В случае с системами умного дома часть программ неизбежно «пишет» тот, кто Вам инсталлирует эту систему. Т.е. надежность функционирования системы частично зависит не столько от громкого имени производителя, сколько от практического опыта конкретного программиста в компании подрядчика по автоматике.
Вернемся к технологиям. Что в большей степени влияет на их умное развитие? Так ли они требуются сейчас пользователям, как это рекламируют производители? Сможет ли наше общество изменить свое пренебрежительное отношение к необходимости автоматизации зданий? Вопросов много, но только будущее даст на них окончательные ответы.

 

С уважением,
Владимир Пасеков eiba@inbox.ru
8-916-155-90-05

http://subscribe.ru/archive/build.bms/200909/23212134.html


ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


    Ваше имя:

    Телефон:

    E-mail:

    Детали вопроса:

    Дорогие друзья!


    Если у вас остались вопросы, то с удовольствием на них отвечу. Заполните предложенную слева форму, но если вопрос очень срочный, то лучше обратиться к мастеру через Whatsapp.


    Ваш мастер Александр.


    1 комментарий

    1. К сожалению, тенденция к усложнению не дает во многом положительного результата, в частности надежности работы всей системы. Повышается риск уязвимости, сбоя и пр. Особенно это касается наших сетей. Проблемы, конечно, решаемы, но кому нужна лишняя головная боль…

    Оставить комментарий