Автоматизация зданий для Дилетантов (выпуск №7 «Образование и обучение на рынке АСУЗ»)


Образование и обучение на рынке АСУЗ

Умный инженер учится всю жизнь

Поздравляю! Каждый сентябрь начинается новый учебный год. И все знают «крылатые» слова о необходимости учиться. Но, не все любят это занятие, вспоминая школьные годы. Да и не каждому обучение обязательно!  Однако, как обходиться без новых знаний на перспективном направлении АСУЗ (автоматизированные системы управления зданиями) я просто не представляю.

Рассмотрим исторически сложившуюся в нашей стране систему образования, начиная со школьного. К сожалению, мне не известна ни одна школа, которая хотя бы как-то специализировалась по этому направлению. Ведь существуют же школы с углубленным изучением иностранных языков, математики, физики и т.д. А по направлению АСУЗ нет даже школьных факультативов.

Со средним специальным образованием дело обстоит чуть лучше. Конечно, полностью профильных училищ нет, но ряд московских фирм разрабатывал программы и изготавливал стенды для обучения основам стандартных технологий KNX и LonWorks в этих учебных заведениях. К сожалению, эффективность подобных бюджетных трат мне не вполне известна. Хотя очевидно, что оборудование необходимое, но не достаточное условие. Чтобы учить должна быть система подготовки преподавателей, а ее в области автоматизации зданий, похоже, пока нет.

Немного иная ситуация в области высшего образования. В последние годы три вуза заявили о поддержке направления, предлагая в основном специальность 230102 —  Автоматизированные системы обработки информации и управления. Есть также специальность САПР и АУТПП, но они, скорее, смежные. География вузов достаточная широкая: Пермь (там раньше всех начали), Томск, Москва.

Понятно, что в вузах с преподавателями лучше, надеюсь, что они имеют доступ к международным материалам по обучению, хотя российские учебники по автоматизации зданий мне пока не попадались. Самое, наверное, хорошее обеспечение оборудованием в МГСУ на факультете ИСТАС с их претенциозным проектом SmartCity. Недаром, посетивший SmartCity в мае этого года директор международной ассоциации KNX был весьма доволен. Наверное, чуть хуже с оборудованием BACnet. Оборудования LonWorks пока в проекте нет. Все как в жизни: кто первый встал, того и тапки. Ознакомление с преподавательским составом кафедры не оставляет сомнений в том, что им под силу любые обучающие курсы. Вот только вопрос: что реально читают преподаватели по направлению АСУЗ, и какие практические работы уже можно проводить в учебном классе SmartCity. Приятно, конечно, слышать, что декан Волков А.А. готовит первую в России книгу (возможно, вместо учебника) по Интеллектуальным зданиям. Обсуждения ее пока не было — выйдет, там посмотрим.

Ну, вот добрались до научной деятельности. Вполне допускаю, что  пока защитившихся соискателей именно по направлению АСУЗ в России нет. Слишком новое направление, да и вообще нет такой специальности – АСУЗ. Но говорят, соискатели уже есть: два человека из выпускников МГСУ, один специалист из Питера. Вполне допускаю, что флаг и тут поднимет МГСУ. Главное, чтобы польза была направлению, а не только «пар из трубы».

Хватит ли возможностей этих училищ и вузов для подготовки нужного количества специалистов по всем специальностям АСУЗ? Для справки — в 2009 году на всех абитуриентов ИСТАС предусмотрено 95 мест. Никто не подсчитывал, какое количество специалистов АСУЗ нужно большой стране. Хотите пример подсчета в «лоб»? В ближайшем будущем в стране должны строить порядка 100 млн. кв. м площадей в год. С учетом географии, климата, удорожания энергоносителей и последующего развития объектов недвижимости не менее половины названного объема требует автоматизации. Примерно такой же прирост АСУЗ будет обеспечивать частное жилищное строительство и домашняя автоматизация. Примем также срок обновления систем АСУЗ — один раз в 10 лет, среднюю стоимость автоматизации оценим по минимуму — в 10 долларов на кв. м, а средний объем работ на одного квалифицированного специалиста —  $100тыс. в год. Так вот, окончательно получим, что необходимо порядка 11000 высококлассных специалистов. Замечу, что, например, в Германии похожее количество сертифицированных специалистов только по технологии KNX. Сколько сейчас у нас есть специалистов – никто не считал. Предположим пара тысяч уже есть. Тогда получается, что МГСУ придется почти век готовить нужных инженеров. Немного помогут другие вузы, но это арифметику существенно не изменит. Согласен, что сейчас такой высокой потребности в специалистах нет, а «грянет гром» креститься будем?

Проблема? Да нет — ведь ее никто не видит. Вот Саяно-Шушенская ГЭС – это сейчас трагедия. А ведь до последнего времени все было тихо,  и может быть только Чубайс и знал о грядущих проблемах. Но не будем уповать только на государство, посмотрим,  «что и где еще лежит».

Кто еще предлагает обучение? В первую очередь производители и дистрибьюторы оборудования АСУЗ. Чтобы использовать оборудование его нужно хорошо знать и уметь с ним работать. Поэтому после организации отдела продаж многие компании задумываются об организации своего учебного центра. Многие такой центр уже имеют. Понятно, что там обучают не только технологиям АСУЗ, а всему тому, что продает компания. Они потихоньку делают свое дело, повышая квалификацию специалистов, выдавая сертификаты, получают за это некоторые средства и окупают затраты на обучение, в том числе за счет продаж оборудования. Заметим, что в большинстве случаев сертификаты такого обучения (повышения квалификации) не соответствуют государственным требованиям и не могут считаться официальными документами. Но опытный заказчик обращает внимание на их наличие у специалистов компании подрядчика.

Средняя стоимость обучения в учебных центрах составляет от 3000 до 5000 руб. в день при длительности обучения 3-5 дней. Понятно, что подобные затраты посильны для компании твердо стоящей на ногах в бизнесе и желающей развивать новое направление. А вот для начинающего специалиста или компании такие затраты не всегда подъемны, особенно на начальном этапе бизнеса. Известно, что большинство таких курсов проходит в Москве, лишь некоторые проводятся в Питере, а вот выездное обучение затруднительно, так как для практических занятий требуется специальное оборудование, которого на местах нет, а привезти его не так просто.

Еще одна проблема — масштабы нашей страны. Дорого прилететь из Владивостока в Москву на занятия. Но даже для московских фирм обучение требуемого количества специалистов затруднительно. В крупных компаниях работают десятки специалистов, и обучить их всех при существующих ценах сложно. Руководство задумывается: дадут быструю отдачу такие вложения или нет? Значит, стоимость курсов необходимо значительно снижать, искать новые технологии обучения АСУЗ, которые лучше подходят большой стране. Необходимо привлекать партнеров и консолидировать усилия по обучению. Ведь чем больше будет специалистов, тем больше  будет продаваться оборудования, и выполняться проектов АСУЗ. Взаимосвязь достаточно очевидная и простая. Вот только до конкретного дела не всегда доходит. Конечно, можно считать событием совместный трехдневный курс Школы АСУЗ и ООО «ГИЛЭНД» по технологии KNX 15-18 сентября, где его стоимость для слушателей будет сравнима со стоимостью билетов из Питера в Москву. Но даст ли эта первая «ласточка» оживление рынку или будет воспринята только как частная инициатива и элемент конкурентной борьбы? Как бы там ни было, ясно, что ʺзахватыватьʺ рынок надо в кризис. И главное: в нашей стране всегда были, есть и будут кадры, которые «решают все».

Ну вот, стратегия и тактика обучения определены. Теперь ожидаем положительной реакции потенциальных Партнеров — ибо ясно, что только намерениями одиночек описываемые проблемы не решить.

Особый случай — обучение за границей. Желающие всегда есть. Оно и понятно — кто же откажется посмотреть Злату Прагу или Кельнский Собор. Но не всегда такой выбор определяется только экскурсионным или магазинным интересом. Иногда руководство компании решает, что лучшее обучение там — на базе хорошего производителя, чем курсы здесь с малогарантированной глубиной знаний. Благо, что в технической Европе не забывают русский язык, почти везде есть наши переводчики, которые перебрались на постоянное место жительства и уже «собаку съели», переводя на технических семинарах. Вот только стоят такие поездки не дешево. В любом случае кто-то платит, и не всегда сам специалист. Часто принимающая сторона берет на себя часть расходов, но, тем не менее, рассчитывать, что такое обучение может быть массово для большой страны не приходится. Выход видится только один. Заинтересованные производители должны помочь с предоставлением материалов и передачей опыта своего обучения в российские учебные центры, в том числе и в региональные. Это в идеале.

Мне представляется, что обучение АСУЗ должно быть ориентировано минимум на три группы специалистов: проектировщики, специалисты по пуско-наладке и обслуживанию, а также менеджеры. В небольших фирмах часто техническому специалисту приходится быть универсалом, а возможность и необходимость обучения третьей категории – менеджеров — не рассматривается вовсе. Но в крупных компаниях другие требования. Для их специалистов нужны различные программы обучения в соответствии с их специализацией. Если им предложить адекватную программу и цену за обучение, то и слушатели будут. Нехватка информации инженерами ощущается постоянно.

Конечно, далеко не все специалисты хотят и готовы пройти обучение на курсах. Наш инженер способен на самообразование.  Он привык решать задачи методом «научного тыка» и не очень приемлет американо-европейскую модель рассматривания презентаций в классе с выслушиванием маркетингово-рекламной «каши». Ему нужна программа курса и оборудование, и лучше чтобы оно было в достаточном ассортименте не только на обучении, но и давалось бы бесплатно в аренду на срок месяц-два для самостоятельного закрепления полученных на курсе навыков. Для примера можно посмотреть отклики на проблематику обучения на Форуме www.abok.ru.   

Задача этих заметок в том, чтобы как можно большее количество заинтересованных и принимающих решения людей поняло проблематику и необходимость образования и обучения специалистов АСУЗ для нашей страны. Чтобы они оценили грядущие масштабы этой задачи и начинали уже сейчас принимать решения, направленные на преодоление отставания в этой области от развитых европейских государств. Возможностей у страны, профессиональных ассоциаций и отдельных компаний достаточно. Осталось совсем немного – коллективно сформировать общую, единую целевую программу обучения, разработать учебники и пособия, решить проблему удаленного обучения и максимально снизить на него цены. И тогда уже мне не придется  выпускать рассылку для Дилетантов…

 

С уважением,
Владимир Пасеков eiba@inbox.ru
8-916-155-90-05

http://subscribe.ru/archive/build.bms/200909/08102422.html


ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


    Ваше имя:

    Телефон:

    E-mail:

    Детали вопроса:

    Дорогие друзья!


    Если у вас остались вопросы, то с удовольствием на них отвечу. Заполните предложенную слева форму, но если вопрос очень срочный, то лучше обратиться к мастеру через Whatsapp.


    Ваш мастер Александр.


    Оставить комментарий